Статуя Зевса и его храм в Олимпии
Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.
Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.
Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.
Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.
Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.
Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.
Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.
Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.
[direct3]
В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.
Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.
Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.
В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.
Статуя Зевса в Олимпии — чудо света
Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.
Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.
Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.
Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.
В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.
Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.
По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.
За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.
Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, что противоречило существовавшей традиции изображать Зевса в образе громовержца.
[direct]Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.
О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.
Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.
Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.
Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.
После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.
Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции.
Узнайте о легендарных местах острова Крит, связанных с именем грозного бога Древней Греции Зевса.
Прочитать рассказ о достопримечательностях, хранящих следы богинь Древней Греции, и посмотреть их фото, вы можете на этой странице.
Фронтоны храма
Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.
Западный фронтон посвящён кентавромахии: сцене битвы лапифов и кентавров.
Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.
Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.
В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.
Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.
Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.
Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.
Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае, которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.
Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.
Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.
Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.
Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.
Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.
[direct4]
Авторство восточного фронтона приписывают Пеонию, а западного – Алкамену старшему. Однако вопрос о количестве авторов до сих пор остаётся открытым.
Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.
Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.
Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.
Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.
Узнайте интересные подробности о еще одной мифической работе скульптора Фидия – статуе Афины в Парфеноне.
О легендарном Олимпе – самой высокой горе в Греции, читайте в представленной здесь статье.
Рассказ об архитекторе храма Эрехтейон и его невероятном творении вас ждет по этому адресу: https://anygreece.com/posmotret/istorisheskie-pamyatniki/erehteyon-na-gore-akropol.html
Метопы
По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).
Такие каменные плиты называются метопами, они часто украшались рельефами.
Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.
Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.
[direct2]Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.
Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.
Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.
Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.
Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.
Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.
В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.
Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры.
Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.
Хотя от самого храма остались лишь руины, посещение музея, благодаря представленным там реконструкциям, позволит понять былое великолепие этого сооружения, а возможность прикоснуться к фрагментам колонн, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет, вызовет прилив эмоций, трудно поддающихся описанию.
Руины города организация Юнеско внесла в списки всемирного наследия.
Поездка в древнюю Олимпию стоит того, чтобы оказаться перед лицом вечности.
На размещённой в этой статье картине реконструкции храмового комплекса (реконструкции, проведённой современными учёными), изображены только каменные части комплекса — что делает его совершенно безжизненным! По моему мнению, во времена своего существования весь этот храмовый комплекс, конечно же, утопал в зелени и, вполне возможно, многие элементы озеленения (например, группы деревьев) были подобраны так, чтобы гармонировать со зданием храма и другими зданиями! Вполне возможно, что комплекс был насыщен также и разными фонтанами и водными сооружениями! Ни за что не поверю, что древние греки допустили бы, чтобы этот небольшой городок выглядел уныло!
Да, все это очень впечатляет. Так много легенд и мифов сразу вспоминаешь. О великом Зевсе, его детях и других античных богах. Храм Зевса в Олимпии по праву должен называться музеем.
Читала это статью и у меня перехватило дух. Как же мне хочется поехать туда и увидеть все своими глазами. Какие же величественные храмы строили тогда. Прошли века, а этот храм все еще впечатляет людей. Даже в разрушенном виде.
Выбирая направление экскурсий по Греции обойти стороной Олимпию никак нельзя. Место где положено начало олимпийским играм, откуда начинает шествие олимпийский огонь. А чего стоит сам факт того, что именно здесь некогда находилось одно из 7 чудес света. Как четко указано в статье, цитирую: «оказаться перед лицом вечности» — хочется отбросить все дела.
Информация очень интересная и познавательная. В Олимпии пока еще не довелось побывать. Но планирую обязательно. А теперь и экскурсии. и саму поездку буду воспринимать в новом ракурсе, уже будут нужны интересные детали, факты. Ведь общей инфы достаточно, спасибо!
В Греции так много архитектурных памятников, что наверно и месяца не хватит, чтобы их все посетить. Архитектурная композиция храма зевса в Олимпии выполнена в дорийском стиле, первым по списку который позднее станет классическим. Он немного грубо выглядит по сравнению с ионическим и коринфским, но это можно понять ввиду того что этот стиль предшествовал им. Так что поехать в Грецию более чем стоит.
Ещё сохранившиеся фрагменты храма Зевса мы видели в Париже. Они хранятся там в знаменитом музее — Лувр. Кстати, на экскурсии нам рассказывали, что вокруг храма Зевса и его статуи много легенд ходит. Ученые говорят, что якобы Храмов для поклонения Зевсу было несколько. В наши дни известно, что один Храм находился в Афинах, а второй в Олимпии. История жизни и крушения остальных мест поклонению Зевса не разгаданны. История меня всегда привлекала и восхищала своими загадочными фактами, забытой жизнью прошлых поколений.